Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


История театра



1 октября 1924 года в подвальном этаже дома № 10 в Б. Гнездниковском переулке, называемым «Первым домом Нирнзее», где раньше располагались кабаре «Летучая мышь», потом «Кривой Джимми», теперь учебный театр ГИТИСа, начал свою жизнь Московский театр сатиры. В создании первого спектакля — обозрения «Москва с точки зрения» — принимали участие молодые писатели В.Ардов, Н.Адуев, Вл.Масс, Б.Волин, В.Типот, Н.Эрдман, Л.Никулин, А.Арго. А во главе нового, молодого театра стоял Давид Гутман. В то время ему было сорок лет, он имел опыт и как руководитель театра, и как режиссер, владеющий сценическими трюками. Но главное, что он умел, — расшевелить фантазию любого из молодых авторов увлекательными и веселыми предложениями, умел подхватить и обогатить выдумки собеседников, придумать для каждой сценки миниатюрный сюжет, найти драматургическую форму.



Спектакль «Москва с точки зрения» надолго определил будущее театра. Москва признала Театр сатиры своим. Обозрения стали ведущим жанром репертуара, а небольшие пьески и пародии оставались теми же обозрениями, поставленными в полуконструктивистском, полутрадиционном стиле, который господствовал в 20-е годы во многих театрах. Обозрений в то время в Москве никто не ставил. Шаблонов не существовало, но принцип сохранялся - на драматургический стержень, сохраняющий основную идею, нанизывались остроты на злобу дня. Цепь динамичных эпизодов прерывалась танцами, интермедиями, куплетами, легко укладывавшимися в драматургическую канву. Декоративное оформление строилось с расчетом на технику молниеносных перемен. «Захолустье», «Спокойно, снимаю», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Ст. 114 уг. код.», «Склока», «Таракановщина», «Всесвалка», «Мелкие козыри», «А не хулиган ли вы, гражданин», «Мишка, верти», «Сорок палок», «Таракановщина», «Насчет любви», «Мелкие козыри», — эти и еще десятки других обозрений значились на афише Театра сатиры вплоть до конца 20-х годов.



В 30-годы театр сменил адрес — из обжитого подвальчика переехал на Садово-Триумфальную, где позже, в 50-е годы, откроется театр «Современник».

Господство обозрения сменилось господством комедии и водевиля. В 1933 г. на смену Гутману и его команде пришел Н.П.Горчаков, ученик К.С.Станиславского и Е.Б.Вахтангова. Горчаков любил яркие формы, ему была близка традиция водевиля и легкой, умной комедии. На смену обозрению пришла драматургия, в которой преобладала ирония, склонность к афористичности, парадоксальные ситуации. Из современников ставили В. Шкваркина, В. Катаева, A. Мариенгофа, из классиков — Мольера, Салтыкова-Щедрина.

В Театр сатиры ходили «на актеров» — Курихина, Поля, Милютину, Кара-Дмитриева, Хенкина. Они были королями комедии. Г.П. Менглет, вспоминая Владимира Яковлевича Хенкина, писал о нем: «Он играл каждой частью своего тела, играл рассчитано, с экспрессией, с виртуозностью жонглера».

В середине сороковых театру отдали помещение бывшего ГОСЕТа, где сегодня «прописан» Московский драматический театр на М. Бронной.

Среди режиссеров — Лобанов, Гончаров, Равенских, чья постановка комедии Н. Дьяконова «Свадьба с приданым» с В. Васильевой, В. Дорониным и Т. Пельтцер пользовалась невероятной популярностью. Н.М. Горчакова на посту художественного руководителя сменил П. П. Васильев, Васильева — Н.В. Петров. Новый этап в жизни Театра сатиры связан с именем Валентина Николаевича Плучека. У него была «страсть создавать театры». Ученик великого В.Э Мейерхольда, до войны Плучек вместе с Алексеем Арбузовым возглавлял студию, создал театр рабочей молодежи электриков, в войну — театр Северного флота, после войны — передвижной театр. В Театре сатиры Плучек дебютировал в 1950 г. спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова; позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитую чашу» Ван Ши-фу, «Потерянное письмо» Караджале. В 1953 г. состоялась премьера «Бани» Вл. Маяковского, поставленная Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем, в 1955 г. — «Клоп» в постановке В. Плучека и С. Юткевича, в 1957 — «Мистерия-буфф» в постановке В. Плучека.



В 1957 г. «великолепная тройка» режиссеров распалась, В. Плучек стал главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета, а двумя годами позже — «Дамоклов меч». Оба спектакля взбудоражили Москву. «А был ли Иван Иванович?» стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Успех был ошеломляющим. Вспоминая об этом, Плучек писал: «На Бронной стоит кордон конной милиции, это был единственно возможный способ поддержки порядка “на подступах” к театру. Был успех. Как говорят в таких случаях, зрители на люстрах висели. Во время спектакля случалось, что зал аплодировал по пять минут подряд и действие прерывалось...». Несмотря на успех, после пяти премьерных показов спектакль по указанию министра культуры СССР Е. Фурцевой был запрещен.


В 1963 г. Театр сатиры покинул здание на М. Бронной, и временно переехал в помещение, где сегодня находится театр «Ромэн». Но Театру сатиры, популярность которого росла с каждым днем, требовался большой зрительный зал, и в 1964 году сатировцы снова вернулся на площадь Маяковского, в помещение, которое в 1911 г. было построено для конного цирка братьев Никитиных. Потом, когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл, потом, из мюзик-хольного цирка образовался Театр оперетты. До переезда театр реставрировали, единственное «наследство» цирка — купол — сохранился до нынешнего дня.

На сорокалетнем юбилее в 1964 г. Театр сатиры назвали «собирателем, хранителем и пропагандистом советской комедиографии». К этому времени в театре было поставлено 112 советских комедий — три пьесы Маяковского, пять — В. Катаева, четыре — В. Шкваркина, три — Назыма Хикмета, пьесы Н. Погодина, С. Михалкова, А. Арбузова. Позже – В. Розова, М. Рощина, А. Гельмана, В. Белова, Г. Горина, А. Арканова, М. Булгакова, Н. Эрдмана, В. Войновича, Ю. Полякова, В. Шендеровича. Почти вся советская комедиография в разные годы проходила «испытание на зрителе» в Московском театре сатиры.

В 70-е годы, когда театр уже переехал на Триумфальную площадь, 2, конную милицию не раз вызывали на премьеры, не раз публика сносила двери, чтобы попасть в зрительный зал. Так было и на премьере «Теркина на том свете», которого блистательно сыграл молодой Папанов. «Теркина» Плучек выпустит в 1966 г., и вся редакция «Нового мира» во главе с Твардовским была на премьере. Но через несколько показов спектакль запретили.



Таких запретов было много — Театр сатиры считался рекордсменом. Первый «запрещенный» спектакль Театра сатиры — снятая в 1936 году после первого же просмотра комедия М. Булгакова «Иван Васильевич». Запрещали спектакли самого Плучека, запретили спектакль молодого Марка Захарова «Доходное место». Это подогревало интерес, и в середине 70-х годов театр стал самым популярным и труднодоступным в Москве. Валентин Плучек собрал превосходную труппу — Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Зоя Зелинская, Нина Архипова, Валентина Токарская, Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Валентина Шарыкина, Нина Корниенко, Наталья Защипина, а позже — Раиса Этуш, Алена Яковлева, Юрий Васильев, Марина Ильина и многие другие.



Театр cатиры был открыт для молодых режиссёров. «Затюканный апостол» А. Макаёнка, поставлен Е. Радомысленским, как режиссёр здесь дебютировал Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место», «Банкет», «Темп-1929», «Мамаша Кураж и её дети» и ряд других. «Интервенция» Л. Славина, «У времени в плену» А. Штейна, «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского пользовались огромной популярностью.

В 1969 г. состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П.Бомарше с А. А. Мироновым в главной роли, на восемнадцать лет ставший визитной карточной театра. Это был манифест против серости и уныния. «Нужен герой активный, который на интригу отвечает действием, на издевательство — умом и хитростью, как Фигаро…», — считал режиссер. Спектакль, по воспоминаниям критиков, был задуман как гимн человеку. Этот Фигаро Андрея Миронова был свободолюбив, не терпел насилия, унижения, превосходства сильных и богатых. Этот Фигаро был человеком с чувством собственного достоинства.



26 марта 1972 года состоялась премьера «Ревизора». Плучек взглянул на пьесу сквозь призму гоголевской «Шинели». Спектакль был несомненной актерский, здесь были живые, хотя и преувеличенные характеры и страсти, главное — звездная актерская команда — А. Ширвиндт, М. Державин, Г. Менглет, Ю. Авшаров, З. Высоковский, Г. Тусузов, В.Васильева, Т.Васильева, Н.Корниенко. Этот спектакль Плучека - обличение российской реальности, наших бед и несчастий, это был поворот режиссера к реальной сатире, к трагифарсу, происходящему в самом обществе. По Плучеку и Хлестаков — А. Миронов, и Городничий — А. Папанов становятся жертвами психологического гипноза.

В 1976 году в афише театра появилась комедия Грибоедова «Горе от ума». Плучек извлекал из текста признаки готовящегося изгнания — разрыв Чацкого с Софьей, фамусовщиной и всем московским кланом.

Позже он напишет, что «Горе от ума» он ставил о себе. И здесь, как всегда — блестящий актерский состав: Миронов-Чацкий, Папанов-Фамусов, Ширвиндт-Молчалин, Державин-Скалозуб, Пельцер-Хлестова, Софья — Т. Васильева. Для Чацкого, как играл его Миронов, любовь была главным движущим мотивом. Ради Софьи он приехал, ради нее совершал свои поступки. Говоря о Чацком, критик К. Рудницкий отметил, что Миронов был живым предвестьем гласности, он играл Чацкого-диссидента, Чацкого-инакомыслящего, одинокого, скорбного, пылкого.

«Трехгрошовая опера», появившаяся на сцене Театра сатиры в 1980 г., стала «монументальной ораторией» на вечную тему грязного богатства с произволом денег и властью над всеми ценностями и идеалами». А в 1982 г. Плучек поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана с Романом Ткачуком в роли Подсекальникова. Пьеса, написанная в 1928 г., при жизни автора не была ни напечатана, ни поставлена. Но спектакль запретили, и в 1986 г. режиссёр восстановил «Самоубийцу» уже с другим составом.



В 80-е годы в афише театра — «Чудак» Н. Хикмета, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Бешеные деньги» в постановке А. Миронова, «Концерт для театра с оркестром» в постановке А. Ширвиндта. А еще «Восемнадцатый верблюд» — режиссерский дебют Е. Каменьковича, «Вишневый сад», «Родненькие мои» в постановке В.Плучека.

В 1987 г. ушли из жизни Анатолий Папанов и Андрей Миронов, тринадцать спектаклей из репертуара пришлось убрать. Но публика продолжала любить театр, любить актеров, спектакли. «Мы никогда не обманывали наших зрителей», — говорит директор театра Мамед Агаев. — «Если в афише написано, что играют Ширвиндт и Аросева, значит, играют именно они». А еще в самые сложные перестроечные годы, когда людям было не до театра, здесь просто снизили цены на билеты, тем самым «сохранили» зрителей.

 
В 2000 году художественным руководителем театра стал народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт. Его репертуарная политика — сохранение и продолжение традиций, заложенных основоположниками театра и В.Н. Плучеком. Ширвиндт «укрепил» труппу молодыми актерами и сегодня на сцене Театра сатиры работают актеры нескольких поколений — актеры нескольких поколений — Вера Васильева, Зоя Зелинская, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Светлана Рябова, Михаил Державин, Федор Добронравов, Олег Вавилов, Юрий Васильев, Наталья Защипина, Марина Ильина, Наталья Карпунина, Игорь Лагутин, Александр Чернявский, Андрей Зенин, Юрий Нифонтов, Елена Подкаминская, Светлана Малюкова, Евгения Свиридова, Андрей Барило, Константин Карасик, Павел Мисаилов, Сергей Колповский и многие другие.





Наши новости в соцсетях