Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


Лирическая легенда Театра сатиры

«Театральная афиша», октябрь 2015 г., Наталия Каминская


6 октября 2015



Однажды Вера Кузьминична Васильева, всю свою жизнь проработавшая в Театре сатиры, призналась, что она не сатирическая актриса, скорее лирическая. Судьба распорядилась так, что, когда она еще училась, ее пригласили именно на лирическую роль, и причем на главную, – роль Лизочки в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Так, под знаком лирики и стала развиваться ее творческая судьба, несмотря на преданность одной, «сатирической» по характеру столичной сцене.


Все началось со знаменитого фильма Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской», в котором Верочка Васильева, еще студентка актерского факультета, снялась в роли очаровательной простушки. Она играла рядом с Мариной Ладыниной, Борисом Андреевым и Владимиром Дружниковым, уже тогда актерами-легендами. И не проиграла им: в ее знаменитые ямочки на щеках и в чистый, звонкий певческий голос влюбилась вся страна. Но с тех пор в театре ей часто доставались неглубокие роли лирических девушек. Режиссеры использовали в них, как удачную краску, обаяние Васильевой, которое с юности было очень сильным.

Но она-то мечтала о настоящих, драматических ролях. В начале театральной карьеры решилась написать письмо в Брянский драматический театр, где готовили к постановке Драйзера, потому что очень хотела сыграть роль Дженни Герхардт. И сыграла! Видимо, это тоже был знак судьбы, ибо Вера Васильева, уже будучи зрелой и знаменитой артисткой, несколько раз принимала предложения провинциальных театров и ездила туда играть роли, которые любила и ждала. То отправлялась в Тверь к режиссеру Вере Ефремовой, то в Орел к Борису Голубицкому, то в Польшу с Александром Вилькиным, то в Новый драматический театр к Львову-Анохину. Именно на этих выездах Васильева сыграла Раневскую в «Вишневом саде», Кручинину в «Без вины виноватых», лесковскую Воительницу. В Малом театре она стала Графиней в пушкинской «Пиковой даме». Вера Кузьминична признается, что более чуждой ее природе роли трудно придумать. Но во время репетиций она стала размышлять: что может испытывать очень старая одинокая женщина, которая когда-то была всеми любима, а сейчас никому не нужна? И решила, что ее графиня цинично проверяет людей на прочность, понимая, что только ее деньги теперь всем и интересны. «Она очень живая, не умершая совсем, – говорит актриса. – Она протестует против такой жизни, поэтому издевается над жалкими людьми, ради денег готовыми на все». А однажды Вера Васильева даже приняла приглашение Театра кукол им. С.В. Образцова, сыграв миссис Сэвидж в постановке Андрея Денникова «Странная миссис Сэвидж», в которой участвовали и куклы, и люди-актеры. Куклы были друзьями ее героини, а люди – врагами.

Но все же «перпендикулярность» актерской индивидуальности Васильевой профилю Театра сатиры не могла не сказаться, и в биографии актрисы есть годы обидной, трагической невостребованности. Другая бы на ее месте сломалась, но Вера Кузьминична – человек сильный, очень цельный, да и позитива в ее натуре слишком много, и он, видимо, имеет свойство вытеснять всяческий мрак. Уже в том, как актриса трактовала свои лучшие в Театре сатиры, в спектаклях Валентина Плучека, роли графини Розины («Безумный день, или Женитьба Фигаро») и Анны Андреевны («Ревизор»), видны особенности ее натуры. Графиня Розина прелестна, нежна, добра и по-своему простодушна. Однако легкое лукавство, живой ум делают это простодушие победным. Графиня Розина – Васильева будто знает нечто такое, что, несмотря на измены мужа, избавляет ее от унижений и вопреки обстоятельствам обеспечивает счастье. И, конечно, эта роль сделана в комедийном ключе: филигранно, воздушно, без малейших нажимов и жирных красок. Вот и в гоголевской городничихе Анне Андреевне актриса, играя не увядшие в провинциальном болоте страсть и любовный пыл, делала это акварельно, мягко и оттого еще более смешно.

Уже в весьма солидном возрасте в спектакле режиссера Бориса Морозова «Таланты и поклонники» Вера Васильева сыграла Домну Пантелевну, мать главной героини, актрисы Негиной. Обычно эту Домну играют актрисы куда более молодые, но Вера Кузьминична явно давала им фору. Лейтмотив ее героини – кураж, бесконечная любовь к дочери и природный артистизм. Трудные обстоятельства она проживает легко и темпераментно: глаза блестят, походка упруга, жесты выпуклы и отточены. Она, невзирая на преклонный возраст, не в силах унять озорства. Ее практицизм не отвратителен – напротив, добавляет веры в жизнь. В том, как Домна Пантелевна деловито считает деньги или примеряет платок, подаренный Великатовым, или вдруг пускается петь на высоченных нотах, сквозь облик почтенной мамаши проглядывает живая и бойкая девчонка, запрограммированная на счастье. У такой артистичной матери могла родиться только дочь-актриса.

Природа одарила Веру Васильеву стройной фигурой, отличной физической формой. Ей не надо молодиться, достаточно безупречного вкуса в одежде и макияже, а также врожденной стати и достоинства и, конечно, особого склада характера. Ее невозможно представить злобной, скандальной, мрачно надутой – такова ее «порода». Она сродни королевской, хотя по внешним признакам далека от классических образцов. Одна из последних по времени работ Васильевой в Театре сатиры – роль Камелии в спектакле Романа Виктюка «Реквием по Радамесу». Речь в пьесе Альдо Николаи идет о женщинах на склоне лет, две из них – бывшие оперные примадонны, а третья – поклонница жанра. Вот ее-то в компании с Ольгой Аросевой и Еленой Образцовой и сыграла Вера Кузьминична. Как всегда, тонко, изящно, с сильным трагическим подтекстом, но совсем без трагических завываний. Всю свою жизнь мечтавшая о больших драматических ролях, Вера Васильева на самом деле их и играла, порой раскрывая драматизм сцены даже в комедии или мелодраме. Актер с яркой индивидуальностью порой сам задает и жанр, и формат, и тональность своей роли. Вот это как раз случай Веры Кузьминичны Васильевой.



Наши новости в соцсетях