Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


«Мелиховская весна»


23 мая 2014

Cпектакль «Невидимые миру слезы» на малой сцене Театра сатиры сочинен по трем одноактным пьесам и рассказу А.П. Чехова «Драма», который и становится сюжетообразующим стержнем: начинающая писательница приходит к известному беллетристу и читает свое многостраничное сочинение. По режиссерскому замыслу чтением начинается спектакль, чтением продолжается, им и заканчивается. А пока изнывающий от тоски писатель вынужден выслушивать надрывающуюся Мурашкину, складываются или разрушаются судьбы – скучающей вдовушки Поповой и помещика Смирнова из «Медведя», стареющего мужа своей жены Нюхина, перезрелой девицы Чубуковой и ее соседа Ломова из «Предложения».



Режиссер избавил чеховские водевили от бытовой пестроты. Вместе со сценографом Е. Тереховым он вернул их в помещичью усадьбу, где любой визит – случайного гостя или соседа – всегда событие.

Жанровая палитра ранних чеховских пьес разнообразна: здесь и водевиль, и мещанская драма, и трагедия, и, конечно, комедия – и ситуаций, в которых оказываются герои, и характеров, как они сыграны. Но главное в этом спектакле не сюжеты и даже не судьбы. Главное здесь актеры – Светлана Рябова, Олег Вавилов и Олег Кассин, играющие в общей сложности девять ролей. У каждого есть блестящие соло, не менее эффектные дуэты и трио. Они переходят от одной роли к другой, с помощью нехитрых переодеваний меняя внешность, характер и возраст. Из дряхлого лакея Луки, полного наивной преданности и любви, О. Кассин мгновенно превращается в помещика средних лет Ломова. Сколько же в этом Ломове пустых страданий! С. Рябова (Мурашкина), надрывно читающая свой опус, через мгновение становится вдовствующей помещицей Поповой, всеми силами стремящейся соответствовать ритуалу страданий. А во втором действии актриса – стареющая невеста Наталья Степановна.

«Медведь» заканчивается сватовством, «Предложение» им начинается. Между этими матримониальными историями лекция «О вреде табака», которую О. Вавилову удается поднять до трагических высот. Отбрасывая внешний комизм, актер рассказывает историю несчастного Нюхина, с которым пошутила жизнь. Впрочем, жизнь пошутила и с писателем, которому пришлось выслушивать безразмерное чтение Мурашкиной.

Постановка Б. Щедрина. Сценография Е. Терехова. Художник по костюмам Н. Каневская.


Юлия Арсеньева,
Театральная афиша





Наши новости в соцсетях