Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


«Незабываемые знакомства» в Московском театре сатиры – спектакль об одиночестве и любви


19 ноября 2013


17 ноября в Московском театре сатиры прошла премьера спектакля «Незабываемые знакомства» по пьесам «Ехай» Нины Садур и «Что случилось в зоопарке» Эдварда Олби. Поставил спектакль режиссер, преподаватель Воронежской государственной академии искусств Сергей Надточиев. На премьере побывала наш корреспондент.

Эту книгу мне когда-то
В коридоре Госиздата
Подарил один поэт.
Книга порвана, измята,
И в живых поэта нет.

Арсений Тарковский, «Поэт»

Человек бежит вперед. Однажды, отойдя на два шага в сторону со своей тропы, он увидит чужое плечо. Развернувшись, увидит перед собой не заблудшего маргинала, а мастера, познавшего промысел... Ступив потом снова на свой спринтерский жизненный путь, он не раз вспомнит этого незнакомца. И раз за разом будет возвращаться к той истории и задаваться вопросом: что же это было?

Спектакль «Незабываемые знакомства» в Московском академическом театре сатиры в постановке Сергея Надточиева рассказывает о ситуациях-просветлениях, переворачивающих жизнь героев. В основе спектакля – две драматургические новеллы: «Ехай» российского драматурга Нины Садур (1984 г.) и «Что случилось в зоопарке» американца Эдварда Олби (1959 г.). «Общая идея здесь нехитрая: обе пьесы вскрывают тему одиночества, которая в наше время информационных технологий не понаслышке знакома практически каждому. Мастерски написанные много лет назад, они созвучны современному человеку», – сказал режиссер после спектакля. Одна история – из жизни простого русского мужика с криминальным прошлым, другая – из будней нью-йоркского нищего. На первый взгляд, кажется, что оба этих «нищего величья» человека заплутали по жизни. Но к финалу становится очевидным, что они, отверженные всеми, вышли на единственный достойный человека путь любви и прощения. В этом их непобедимая сила и пример всем образцовым гражданам.

Где-то на просторах России мужик (Федор Добронравов) решительно кладет голову на рельсы с целью покончить со всем раз и навсегда. 32-летнему машинисту электропоезда (Андрей Барило) невдомек, что им движет; он безуспешно пытается его прогнать и освободить дорогу. Узнав, что тот сидел в тюрьме, он предлагает ему деньги на вино – мужик берет, но не уходит. Только бабка (Нина Корниенко), вышедшая на путь в поисках своей козы, смогла успокоить и обласкать мужика. Тот ушел с ней, оставив машиниста одного и вернув ему сто рублей, которые взял не от безденежья, а чтобы завязать общение.

Сценограф Акинф Белов решил не усложнять задачу: в зал устремлены рельсы и шпалы, и в круглом луче прожектора разворачивается эта полная метафор история. Железная дорога символизирует жизненный путь, на котором остановился машинист накануне своего 33-го года жизни, совпадающего, как известно, с возрастом Христа. В сценической глубине висит круглый экран – как окно в мерцающее звездами небо, а ненавязчивый музыкальный фон превращает историю в рассказ о чуде. И можно не сомневаться, что для машиниста это знакомство станет залогом будущего самосовершенствования.

Вторая встреча происходит в центральном парке Нью-Йорка. Успешный издатель (Андрей Барило), добропорядочный глава семейства, которого дома ждут жена, две дочки и две канарейки, сидит на лавке и читает газету. Появляется Джерри (Федор Добронравов), нищий с Вест-Сайда, которому хочется общения. Чтобы заинтриговать издателя, он говорит, что в зоопарке что-то случилось... Завязывается разговор, в котором первый демонстрирует абсолютную душевную импотенцию, а второй – редчайшую доброту и отзывчивость, сочувствие даже к соседке, вечно плачущей за дверью. Общение переходит в ссору и борьбу за лавку, на которую провоцирует Джерри: «У тебя нет самоуважения!» Итог трагичен.

Конфликт на бытовой почве, скажет обыватель. Но такая лавка как символ места под солнцем есть у каждого в жизни: в борьбе за нее происходит не утверждение себя, а собственная личностная трансформация, которая проявляется по прошествии времени. Фортепианная композиция с солирующей скрипкой в современной аранжировке добавляет ситуации городского шарма и сохраняет в ней элементы библейской притчи.

Федор Добронравов, получивший народную любовь своим участием в незамысловатых семейных комедиях, очаровывает глубинным ощущением непростой судьбы героев. Даже в длинных монологах он находит те паузы и интонации, то пластическое решение, которые выдают отчаявшееся, доброе сердце и «задерганную честь» настоящего поэта, а не неудачника! Такое преображение персонажа по силам только артистам большого таланта и редкого душевного богатства.

«Я не думаю, что они лузеры, – сказал Добронравов. – Тогда весь мир вокруг нас поголовно состоит из лузеров. А те, кто удачные, те, получается, не лузеры?.. Человек разный и многогранный, удача/неудача – ошибочное мерило для него. Другой вопрос, что проблема одиночества в скоростном мире глобализации обостряется с каждым днем... Лет тридцать назад в Воронеже мы с Сергеем Надточиевым уже брались за эти пьесы, но тогда мы были слишком молоды, чтобы правильно понять их смысл. Сейчас все по-другому. Хочется, чтобы люди все-таки обращали внимание на проходящих рядом…»

Прелесть «Незабываемых знакомств» в лаконичности не в ущерб содержательности. Здесь отказались от декоративного излишества в пользу простых сценографических элементов и открытого пространства, которое наполняется живым эмоциональным содержанием. Поднимая философскую тему экзистенциальных проблем современного человека, режиссер сумел избежать навязывания каких-либо постулатов. Однозначного вывода режиссер не делает, оставляя в сознании зрителей многоточие. Зрителя берегут от морализаторства и модного сегодня клича «Одумайтесь!». И эта деликатность помогает режиссеру подвести нас к мысли , что на все в жизни есть один ответ – любовь.


Анна Бояринова
Культура ВРН


Наши новости в соцсетях