Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


Памяти Анатолия Папанова


5 августа 2017




Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме (ныне — в Смоленской области). Отец — военнослужащий Дмитрий Филиппович Папанов (1897—1982), русский; мать — полька Елена Болеславовна Росковская (1901—1973), модистка, католичка, тайно принявшая православную веру.

Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Николай Сергеевич Плотников, а руководителем — бывшая актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона). Как вспоминает Анатолий Дмитриевич, Лучезарская выделяла актёрские способности его отца. К этому времени и относятся первые появления юного Папанова на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети.

В 1930 году вместе с родителями он переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода (литейщиком), одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук»[3]. Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актёры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой, — его Анатолий Папанов и считал своим первым учителем.
В 1937 году Папанов впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».

С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В июне 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом; взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Папанов шесть месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы, а первые несколько лет вынужден был ходить с палочкой. Вернувшись в Москву, поступил на актёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа Марии Орловой и Василия Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» Сергея Найдёнова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны». После окончания ГИТИСа Папанов получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.

С 1946 года был актёром Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева.

В 1948 году по предложению режиссёра Андрея Гончарова Папанов перешёл в Московский театр сатиры. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал более 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома».

Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более семидесяти кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди!». Преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен.
За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе Максима Горького. Будучи верующим человеком, он очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, Папанов нашёл аудиозапись молитвы в исполнении Фёдора Шаляпина и вставил её в финал.
Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками». Последняя кинороль — «Холодное лето пятьдесят третьего…».

Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни, вернувшись домой со съёмок картины. Актёр был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10). В 1992 году на могиле установлен памятник (скульптор Д. И. Народицкий, архитектор Ю. Н. Воскресенский).
 
                                                                                        







Наши новости в соцсетях